/ Новый поворот для будущего кооперативного образования
Новый поворот для будущего кооперативного образования
Фото: Фото из архива В. Напёрова. Валерий Напёров со студентами в годы руководства кооперативным техникумом.

Новый поворот для будущего кооперативного образования

В октябре исполнилось 80 лет отечественной системе профессионально-технического образования. О том, как сегодня упрочить и поднять престиж кооперативного образования и что для этого нужно, корреспонденту «РК» рассказал заслуженный учитель России, кандидат педагогических наук Валерий Напёров, проработавший в кооперативном образовании, в том числе директором Брянского кооперативного техникума, более 30 лет.

Воспитать практиков

– Валерий Александрович, система кооперативного среднего образования существует уже не одно десятилетие. Чем была вызвана необходимость его создания, если завмагов, бухгалтеров и товароведов можно было готовить и в других учебных заведениях?

– Кооперации как-то легко удалось перешагнуть из века в век, от социализма в капитализм. За это время в образовании произошло много изменений. Изменились содержание и технологии, модели и механизмы повышения качества и конкурентоспособности обучения. Это не может не радовать нас, ветеранов педагогического труда! Но даже теперь по-доброму вспоминается всё лучшее, с чем конкретно я столкнулся в начале своей педагогической карьеры в кооперации. Учиться «торговать» в областной центр приезжали в основном выпускники сельских школ. Тогда их было много, не то что сейчас! С помощью преподавателей техникума, работников райпо и райпотребсоюзов по согласованию с органами образования старшеклассники изучали курс основ кооперативного дела. Запомнилось, как на вопрос членов приёмной комиссии, где работают родители, абитуриентка отвечала: «Мамка – в сельпе, батя – в колхозе». «Конечно, это наша студентка», – улыбались в приёмной комиссии. У городских шансов поступить в кооперативный ссуз практически не было. Они шли в техникум советской торговли. Практику все студенты проходили в кооперативных организациях по месту жительства под руководством закреплённых работников и специалистов.

– Чем конкретно студенты занимались на этой практике?

– Участвовали в оформлении открывающихся магазинов, в работе инвентаризационных и ревизионных комиссий, различных проверках, организуемых облпотребсоюзом.

По окончании учёбы заместители председателей по кадрам советов кооперативных организаций приезжали в Брянск и забирали выпускников на работу в свои районы. Сейчас это с трудом можно себе представить. А тогда работа на селе была не только престижной, но и материально выгодной.

Если не самих абитуриентов, то их родителей привлекали и исключительные возможности системы потребкооперации для организации воспитательной работы, формирования у молодёжи кооперативной идеологии, приверженности нравственным принципам и духовным ценностям, таким как взаимопомощь, справедливость, сотрудничество и забота о других людях. На мой взгляд, эта традиция достойна продолжаться и в настоящее время.

Новые цели и задачи

– Можно ли сказать, что именно в СССР сложилась система среднего кооперативного образования?

– Наши образовательные учреждения формировались исходя из потребностей отраслевой экономики, под нужды конкретных предприятий потребкооперации. Они полностью финансировались из централизованных фондов подготовки кадров, создаваемых в Центросоюзе, краевых и областных потребсоюзах. Мы даже для занятий по физкультуре арендовали городской бассейн, что сегодня недоступная роскошь.

Но резкий поворот, совершённый нашим государством в сторону рыночных отношений, восхищение западными моделями жизни нанесли сильный удар по традиционному отечественному образованию, накопившему бесценный, признанный лучшим во всём мире опыт по обучению и воспитанию молодёжи.

В условиях новой экономики, в новой стране главной целью становится не служение обществу, а оказание платных услуг. Всё, что делается в стенах учебного заведения, должно приносить доход. В коммерциализированной образовательной среде нарастает конкуренция за рубль в кармане будущего студента. Образование как бы уходит на второй план.

В новом законе «Об образовании» исключили само понятие «кооперативное образование», которое всегда высоко ценилось в образовательном сообществе, а также у хозяйственных руководителей. Но, несмотря на все сложности, наши учебные заведения не только выжили, но и сумели остаться территориями постоянного развития. Не упустили, как наши коллеги, появившихся возможностей для получения студентами практического опыта в предпринимательстве. Это позволяло готовить кооператора-практика.

– О каких практиках конкретно идёт речь?

– Наряду с уже существовавшим учебным потребительским обществом в техникуме появились магазин «Надежды Меркурия», студенческий кафетерий, бизнес-центр «Компьютерные услуги», торговая фирма. Это также отсыл к советскому времени, когда функционировал областной торговый отряд для работы в районных потребительских обществах. На время летних каникул его члены занимались выносной, лоточной торговлей овощами, фруктами, кондитеркой и мороженым. Ребята работали и на подмене продавцов в период отпусков в сельских магазинах, в детских и молодёжных кафе.

Новым направлением деятельности стали маркетинговые акции-ярмарки «Своё, родное». Техникум предоставлял площадки для презентации и продвижения кооппродукции в Брянске. Сейчас найти наш товар в областном центре фактически невозможно.

Таким образом, студенческое предпринимательство давало возможность учащимся уже во время учёбы немного подзаработать, а ссузу – дополнительно пополнить бюджет. Обеспечить нормальное функционирование образовательного процесса в условиях самофинансирования невозможно.

– Валерий Александрович, как вы думаете, при каких условиях кооперативная система образования будет развиваться успешно?

– На мой взгляд, дальнейшее успешное развитие не будет иметь места без превращения образования в инвестиционную сферу, без вложений в будущее. В наши дни кооперативным учебным заведениям необходимо добиваться ни сиюминутной экономической выгоды, а стратегической. И собственникам, и учредителям нужно стремиться получить системный ресурс для развития потребкооперации, а не искать прибыль.

Организуя подготовку кадров для предприятий и организаций других форм собственности, расширяя клиентскую сеть, кооперативные учебные заведения в первую очередь всё-таки должны работать на свою отрасль. Они могут и должны стать собственными центрами обучения. Это отвечает мировой тенденции повышения роли корпоративной подготовки сотрудников. А у системы потребкооперации, к большому сожалению, подчас не хватает заинтересованности в своих учебных заведениях и их выпускниках. Для эффективных изменений нужны активные действия, инициативы по обновлению кадров и притоку свежих молодых сил.

Отношения между кооперативными учебными заведениями и их учредителями сегодня не являются взаимовыгодными. Преобладает одностороннее движение. Получить желаемый результат возможно только в совместной работе по обеспечению экономического роста.

Количество показов: 571
Нет голосов