/ Гастромаркеты, "тёмные магазины" и грядущее нашествие роботов
Гастромаркеты, "тёмные магазины" и грядущее нашествие роботов

Гастромаркеты, "тёмные магазины" и грядущее нашествие роботов

В 2005–2015 годы новые магазины открывались ежемесячно и тысячами по всей стране. Темпы роста выручки доходили до 50 процентов. Теперь возможности такого интенсивного роста исчерпаны. В ретейле начинается схватка форматов и технологий. Рассмотрим варианты, способные привести к победе.

Едим покупая

В связи с расширением онлайн-сектора вложения в ретейле перемещаются от освоения новых площадей к новым форматам и технологиям.

В крупных торговых сетях давно поняли, насколько важно организовывать точки общепита на своих площадках. В Metro C & C посетители могут перекусить в ресторане самообслуживания. В «ИКЕА» есть отделы с замороженными ресторанными блюдами. Это называется фуд-корты, которые и продовольственные магазины меньших форматов всё чаще открывают у себя. Преимущество своей точки общепита не только в дополнительной прибыли, но и в том, что при небольших дополнительных вложениях, например, в покупку столиков и одноразовой посуды, магазин предлагает дополнительный сервис. Это несомненное преимущество в условиях нарастающей конкуренции.

У одних будут столики прямо в отделе кулинарии, у других зону кафетерия выносят за кассы, как, например, в «Ашане». Здесь перехватить что-то из фастфуда смогут и случайные посетители, которые не планировали покупки. Можно организовать уютное кафе внутри торгового зала, как в сети «Азбука вкуса». В любом случае какая бы концепция ни была выбрана, именно гибридные форматы торговых точек, где продажи сочетаются с общественным питанием, проведением досуга или развлечениями, эксперты называют самыми перспективными.

Повод к сотрудничеству

Активно развиваются и совсем новые для России форматы, например гастромаркеты.

Гастромаркет – результат «скрещивания» торгового центра с продуктовым рынком. От первого взята идея фуд-корта, от второго – продажа сельхозтоваров. Первые такие форматы появились в Азии, где в порядке вещей размещать небольшие кафе прямо на рыночной площади или закрытом рынке.
Например, на одном из крупнейших рынков Сеула можно найти немало деликатесов и свежих продуктов. И там же, на месте, можно попробовать тот или иной продукт в составе национального блюда. Именно эта идея и дала толчок для развития гастромаркетов по всему миру.

Изначально всё было выстроено вокруг деликатесов и свежих продуктов, а затем реализовалось в виде ресторанных двориков. И рестораторы с готовностью идут на сотрудничество с ретейлом. У них уже нет такой прибыли, как раньше, а здесь отличный повод открыть новые точки да ещё увеличить масштаб.

Вовсе не склад

Dark store – это совсем другое – магазин без покупателей, где лишь собирают и выдают онлайн-заказы. Вместо клиентов со списками товаров между рядами здесь перемещаются профессиональные комплектовщики. Заказ люди забирают в пункте выдачи, который может находиться около самого dark store или в его окрестностях. Или же товар доставляется на дом. Сейчас этот формат развивают несколько крупных сетей, в первую очередь в Великобритании, Франции и странах Евросоюза. Экспериментируют и российские ретейлеры.

И вот тут возникает ряд вопросов.

Dark store просто склад для онлайн-торговли?

Не совсем. В магазинах без покупателей в отличие от складов выдерживаются определённые, более точные температуры хранения для разных категорий товаров. Сами dark store находятся поближе к жилым и общественным зонам.

В чём разница простого склада и dark store?

Формат в первую очередь удобен ретейлерам, которые фактически запускают стандартный супермаркет, работающий в режиме склада. При этом не несут издержек, связанных с обслуживанием потока клиентов. Да и в любой момент компания может открыть магазин целиком или частично для посетителей.

Какие товары лучше продавать в dark store?

Основная ниша формата – онлайн-продажа продуктов и товаров первой необходимости. За счёт скорости комплектации заказов и размещения магазинов вблизи жилых зон решается немаловажный вопрос скорейшей реализации ассортимента. Ещё одна востребованная ниша – fashion-ретейл. Здесь ретейлеры одежды и обуви сокращают издержки и розничные цены.

Первой в России такой формат запустила сеть по продаже электроники и бытовой техники «М.Видео» в 2013 году. Однако позже компания отказалась от этой идеи. При росте онлайн-продаж в этом сегменте более эффективно иметь склады с промышленными логистическими решениями по учёту товаров. Вторая волна интереса к dark store началась в России в 2017 году. Тогда такой магазин открыл «Гиперглобус».

«Восстание» начинается

Пережившие первую схватку форматов офлайн торговые точки наращивают инвестиции в цифровые инструменты для повышения производительности и прибыльности. Например, искусственный интеллект. Это новый технологический минимум для ретейлеров в 2020 году.

Ежегодно объём сделок в сфере ИИ растёт более чем на 10 процентов. По итогам 2019 года он достиг 1,5 миллиарда долларов. Затея в том, чтобы превратить обычный магазин в «умный». Он сможет «узнавать» покупателя буквально в лицо, отслеживать его путь, направлять, проводить оплату покупок без участия кассиров. И позволит продавцам делать более персонализированные рекомендации по продукту, а брендам – развивать производство «по требованию», по индивидуальным лекалам. Эксперты считают, что уже со дня на день может начаться «восстание» роботов как внутри магазина, так и за его пределами. «Автоматизация ручного труда на складе и в зале торговой точки – путь к снижению числа человеческих ошибок, оптимизации расходов и повышения эффективности. Внутри магазина роботы могут взять на себя инвентаризацию в реальном времени, что выгодно как покупателю, так и продавцу. Это уже достаточно успешно делает Walmart», – приводит пример сооснователь сети Fix Price Сергей Ломакин.

Количество показов: 463
Рейтинг: 3.56, Голосов: 3