/ Кооперация не для извлечения прибыли. Во Франции с этим согласны не все
Кооперация не для извлечения прибыли. Во Франции с этим согласны не все

Кооперация не для извлечения прибыли. Во Франции с этим согласны не все

Французские кооперативы столкнулись с конкурентами размером со страну.


По мнению обозревателя агентства Франс Пресс Эммануэля Треколля, часть сельскохозяйственных кооперативов в последнее десятилетие в результате слияний и укрупнений стали тяжеловесами агробизнеса и, похоже, начинают пренебрегать кооперативным духом ради жёсткого капитализма.

Модель кооперативов, созданных во Франции в XIX веке для совершения совместных покупок вина и зерновых, после Второй мировой войны распространилась на многие производства. И настолько успешно, что за 40 лет благодаря целой серии слияний около двадцати кооперативных групп превысили оборот в один миллиард евро и ведут масштабную международную деятельность. Как ни странно, это не радует, а скорее пугает членов кооперативного сообщества.

– Существует проблема с размерами кооператива, – считает один из авторитетных французских кооператоров, Доминик Лебретон. – Чем они больше, чем больше в них управленческих структур, тем меньше прозрачности и тем сложнее реализовать один из основных кооперативных принципов – принцип демократии, контроля за управлением со стороны членов кооператива.

Для этого производителя из Атлантической Луары, члена Конфедерации крестьян, который покинул крупный кооператив в 2010 году, чтобы перейти на производство органических продуктов, «с разрастанием кооперативов в конечном итоге исчезает сама суть социальной и солидарной экономики». Тем не менее для подобного развития событий есть вполне очевидные экономические причины.

– Дело в том, что единый европейский рынок регулируется очень плохо, – объясняет управляющий директор Coop de France Паскаль Вине. – В результате французские кооперативы столкнулись с конкурентами размером со страну, проникающими на национальные рынки, что ведёт просто к сокрушительным производственным затратам.

Чтобы выстоять, сельскохозяйственные кооперативы вынуждены были идти путём слияний и укрупнений, широко проникая в агропродовольственный сектор, «где создаётся добавленная стоимость». Сегодня во Франции каждая третья торговая марка продуктов питания производится кооперативами.

Кооперативы начали открывать дочерние предприятия с частной, а не с кооперативной собственностью, создавать холдинги, выходить на банковское финансирование, размещать акции своих предприятий на бирже.

В ответ на критику за отход от кооперативных принципов сторонники нового курса, такие как Паскаль Вине, отвечают, что давно пора опровергнуть порочный принцип «хороший кооператив – это кооператив, который не зарабатывает денег».

– Теперь сосуществуют на одном поле «кооперативная» и «капиталистическая», – резюмирует Мэрилин Тетот, преподаватель-исследователь в бизнес-школе Neoma.

По её мнению, в современной кооперации рост и усложнение структур управления, изменение правового регулирования связаны с одновременным присутствием кооперативных игроков и частных инвесторов на кооперативном поле.

Частные партнёры, поставщики капитала, могут серьёзно повлиять на принятие решений в кооперативе, где до сих пор царил принцип «один член кооператива – один голос». По инициативе американского акционера своего бренда Yoplait, General Mills, молочный кооператив Sodiaal создал в Люксембурге, а не во Франции дочернюю компанию, где американский гигант выплачивает прибыль на международном уровне.

По мнению господина Вине, сельхозкооперативы подвергаются «противоречивому предписанию»: получать прибыль от сельскохозяйственного производства, чтобы противостоять международной конкуренции и при этом заботиться об интересах членов кооператива, производителях, выплачивая им достойную цену за их продукцию.

Из-за подобного противоречия крупные кооперативы, такие как Sodiaal, подверглись широкой критике во время молочного кризиса за то, что они снизили закупочные цены на молоко вслед за мировыми ценами.

Тем не менее, когда фермеры из-за кризиса оказались на грани банкротства, они получили поддержку именно от своего разросшегося и допустившего к себе частный капитал кооператива.

Производитель семян для сельского хозяйства Майсадур, например, помог своим членам, производившим фуа-гра во время кризиса, связанного с птичьим гриппом, заблокировав определённые счета и предоставив денежные авансы.

Количество показов: 557
Нет голосов