/ Меткое слово до сердца доходит

Меткое слово до сердца доходит

Пословицы и поговорки относятся к одному из наиболее старых фольклорных жанров и могут часто использоваться в обычной речи людей. Любили их разносные торговцы – коробейники и составители подписей к лубочным картинкам.
По свидетельству писателя В. Гиляровского, автора знаменитой книги «Москва и москвичи», пословицы и поговорки активно использовались в рекламных текстах городских зазывал. Впоследствии пословицы и поговорки станут частью рекламных плакатов.

Кооперация тоже не прошла мимо этой части живой народной речи, обращаясь к пословицам и поговоркам в самых разных случаях. Не только неграмотность крестьянского населения, но и возможность обратиться к народной памяти, его архетипам, концентрированному выражению народной мудрости заставляли широко привлекать фольклор при пропаганде идей кооперации, её преимуществ относительно частной торговли.

Одним из таких примеров является использование русских пословиц в качестве названия книги или брошюры. В 1913 году была издана небольшая брошюра А.А. Зубовой «Копейка рубль бережёт, а рубль голову стережёт». Кооператор К.К. Суздальцев своим книгам о кооперации также давал названия, понятные народу: «Копейка рубль бережёт» (1905), «Хозяйство без рубля, что корабль без руля (Кредитное товарищество и его польза)» (1917). Ритмически организованные и легко запоминаемые фразы зачастую помогали быстро объяснить достаточно сложные понятия. Поэтому их охотно использовали многие кооперативные деятели.

Хорошо известно такое изречение А. Чаянова: «Кооперация и государство – это вода и огонь. Если их согласовать, то из огня и воды получится паровая машина, которая может производить огромную работу». Не обходились без пословиц и поговорок и средства наглядной агитации – кооперативные плакаты. Среди них – плакаты «Артель ведёт к благу, без артели ни шагу», «В единении – сила», «Все за одного, один за всех».

Любили использовать пословицы и поговорки кооперативные календари. На календаре 1922 года, изданном в Вологде в честь десятилетия Союза кооперативов Северного края, вниманию читателей предлагались пословицы, приспособленные к теме ведения хозяйства на кооперативных началах и к агрикультурным мероприятиям: «По старине хозяйничать не приходится – надо не земли, а полей прибавить», «Было время – траву не сеяли, а ныне нужда велит», «Обзаведись хорошими семенами: что посеешь, то и пожнёшь», «Паши землю глубже, удобряй лучше».

Кооператоры Северо-Двинской губернии напоминали крестьянам нехитрые заповеди земледельца: «Если хочешь получить хороший урожай, перед посевом просортируй семена», «Сортируй семена – сэкономишь на высеве и увеличишь урожай». Перед началом посевной кампании журналы помещали призывы: «Нет плохих земель – есть плохие хозяева», «Слушайтесь опыта. Он покажет вам, как вырастить три колоса там, где рос один», «Помни: что посеешь, то и пожнёшь».
Количество показов: 421
Рейтинг: 2.77, Голосов: 2