/ "Ходить по солнечной стороне жизни" - такой у него был девиз
"Ходить по солнечной стороне жизни" - такой у него был девиз

"Ходить по солнечной стороне жизни" - такой у него был девиз

Грачевского, создателя и бессменного руководителя киножурнала «Ералаш», на котором выросло несколько поколений школьников. Чтобы снимать весёлые истории про мальчишек, девчонок, а также их родителей, нужен был особый талант. И Борис Грачевский им обладал в полной мере. Кажется невероятным, что свой путь в кино он начал с работы грузчика.
Хотя Грачевский часто снимал сюжеты про непослушных проказников, сам он был в детстве тихим и спокойным ребёнком, боялся подвести папу и маму. И не сразу проявил свои неординарные способности – умение подмечать забавное и превращать это в по­учительные истории. Борис Грачевский получил техническое образование, работал токарем и мечтал о кино. «Готов был стать на киностудии кем угодно: грузил реквизит, декорации, перетаскивал мебель, носил сульфит в лабораторию», – вспоминал он впоследствии.

Ему довелось быть организатором производства на съёмках фильмов Марка Донского, Александра Роу и Василия Шукшина. В основном по постановочной части. Но талантливый человек непременно найдёт свою дорогу. И Грачевский её нашёл. В начале 70-х вместе с драматургом Александром Хмеликом он создал детский юмористический киножурнал «Ералаш». И этот проект стал делом всей жизни Бориса Грачевского.

Родившись в 70-е годы, «Ералаш» менялся вместе со временем. В самом начале в журнале было довольно много сатиры. В сюжетах всегда присутствовали мораль и воспитательный момент. Короткие сюжеты про школьников позволяли и посмеяться, и задуматься. В 80-е главными героями «Ералаша» становятся ребята, которые вроде бы хотят совершать добрые дела, но часто перегибают палку и доводят ситуацию до абсурда.

В перестроечные времена и в 90-е «Ералаш» не только затрагивает тему отношений подростков с родителями и учителями, но и касается проблемы школьных влюблённостей, обращает внимание на культ потребительства, подверженность влиянию рекламы. Начиная с 2000-х годов авторы «Ералаша» высмеивают любовь к вредной пище, шопоголизм, неуважение к старшим.

Борис Грачевский и его команда постоянно находились в поиске талант­ливых детей. На съёмки мог попасть любой ребёнок, прошедший кастинг. Оглядываясь на пройденный путь уже из нашего времени, Борис Грачевский рассказывал: «Да всё изменилось! Пионеров, например, не стало. Мы и не снимаем их, а идём в ногу со временем. И потому наш «Ералаш» интересен… Всё как всегда. Приходят дети, много ребят, и происходит «отбор». Мы ищем того, кто нам нужен именно сейчас! Мы подбираем необходимых исполнителей для опредёленной роли».

Мэтр говорил, что главное, чтобы ребёнок был артистичным, с необычной внешностью. Он считал, что рыжие от природы особенно способные актёры. «Хорошо, если у него будут смешной нос, большие уши, глаза квадратные», – говорил Грачевский.

Чтобы юные артисты так органично существовали на съёмочной площадке, у Грачевского были свои подходы. «Секрет прост: с детьми нужно разговаривать на их языке. Вот тогда им будет интересно. Съёмки – игра… А дети любят играть. А мы их немного направляем туда, куда надо», – рассказывал режиссёр.

В «Ералаше» у Грачевского начинали многие нынешние знаменитости – Наталья Чистякова-Ионова (Глюк’оZа), Влад Топалов, Сергей Лазарев. Но и признанные мастера из актёрского цеха считали за честь сняться у Грачевского. В его сюжетах блистали Геннадий Хазанов, Спартак Мишулин, Вячеслав Тихонов, Светлана Крючкова, Лариса Удовиченко, Любовь Полищук, Сергей Безруков, Дмитрий Нагиев.

Многие признавали, что «Ералаш» держится так долго исключительно благодаря энтузиазму Грачевского. Он не бросил своё детище даже в 90-е годы, когда российское кино лежало в руинах. В ту пору Грачевский вкладывал в съёмки свои личные деньги.

Люди, знавшие близко Бориса Грачевского, отмечали, что он обладал удивительным обаянием и креативностью. Возможно, именно в этом кроется причина успеха киножурнала «Ералаш», который адаптируется под каждое новое поколение детей.

А ещё Борис Грачевский говорил: «Мой девиз – ходить по солнечной стороне жизни». И всегда следовал этому правилу. Когда началась эпидемия коронавируса, он продолжал работать. «Думаю, что заболевание неприятное. Как долго будет существовать этот вирус – сложно сказать. Вот я нахожусь в самоизоляции. Работать стало, конечно, сложнее: мы не можем снимать там, где нам нужно. Снимаем на улице, в фойе. Да и родители не очень хотят отпускать детей на съёмки. Надеюсь, что ситуация нормализуется скоро», – рассказывал он.

А потом случилось так, что коварная болезнь настигла и его. Коронавирус у Грачевского обнаружили в конце декабря. Сначала он лечил болезнь дома, однако затем его положили в реанимацию. «Я в больнице под масками, под кислородом, под капельницами, лечусь как следует», – сообщал он журналистам.

К сожалению, победить коварный недуг прославленному режиссёру не удалось. 14 января Борис Грачевский покинул этот мир, который так любил. Ему был 71 год. Светлая память!

Количество показов: 584
Нет голосов