/ Селяне и кооператоры помогают друг другу выживать
Селяне и кооператоры помогают друг  другу выживать

Селяне и кооператоры помогают друг другу выживать

Наступивший 2021 год станет знаковым для Погарского райпотребсоюза. В марте потребкооперация района отпразднует 100-летний юбилей. Несмотря на все экономические трудности 2020 года, погарские кооператоры на протяжении многих лет занимают лидирующие позиции по объёму деятельности в системе Брянского облпотребсоюза. О том, с какими проблемами приходится сегодня сталкиваться райпотребсоюзу и как их можно преодолеть, корреспонденту «РК» рассказал председатель совета Погарского РПС Генадий АГЕЕНКО.

Испытание пандемией

– Генадий Владимирович, как изменилась жизнь после прихода пандемии? Насколько это отразилось на потребкооперации района?

– 2020 год стал настоящим испытанием для всех нас. Приоритеты поменялись кардинальным образом: людям стали важны собственная безопасность и здоровье. Разумеется, всё это отразилось и на работе потребительской кооперации района. Нужно было обеспечить закупки средств индивидуальной защиты, дезинфекторов. При этом количество покупателей в магазинах, даже в продуктовых, заметно сократилось.
Сильно пострадала отрасль общественного питания. Причём после частичного снятия ограничений люди не вернулись к прежнему образу жизни. И ещё неизвестно, вернётся ли жизнь в прежнее русло после того, как все запреты будут сняты.

– За счёт чего же выживают кооператоры?

– У нас 81 магазин. 51 из них находится в селе. Несмотря на то что и в сельской местности сильно развита конкуренция, местные жители всё равно выбирают кооперативные торговые точки. Мы обслуживаем 24 тысячи жителей: 40 населённых пунктов – через стационарную торговую сеть и 34 – через выездную торговлю.
Ещё одно сильное преимущество, которое помогло пережить этот непростой период и удержаться на ногах, – производство хлеба по традиционной рецептуре, без использования химических ингредиентов, БАДов и разрыхлителей.


Бизнес или социалка?

– В минувшем году вы стали одной из первых организаций по системе Брянского облпотребсоюза, которая приняла участие в льготной программе Центросоюза на покупку специализированного транспорта. Что изменилось с появлением новых автолавок?

– В прошлом мы приобрели два автомагазина. Один – для нужд нашей торговой базы, второй – для поселкового потребительского общества. Это позволило обеспечить продуктами и другими товарами повседневного спроса малочисленные и отдалённые населённые пункты, где нет стационарной торговли.

Работа автолавок увеличила ежемесячный товарооборот Погарского райпотребсоюза на 1,2 миллиона рублей. И, разумеется, масса положительных отзывов и благодарность покупателей. Для некоторых жителей такой манёвренный магазин на колёсах – единственная возможность приобрести товары первой необходимости. Поэтому автолавки – это прежде всего выполнение социальной миссии для потребительской кооперации района, а уже потом бизнес.

– Ещё одна проблема, с которой столкнулись кооператоры практически в каждом регионе, – это потеря арендаторов. Трудно ли сейчас искать тех, кто готов взять кооперативные квадратные метры в аренду?

– В период пандемии многие арендаторы свернули свою деятельность, расторгнув договоры аренды. Большинство просто не пережили периода самоизоляции, поэтому и возвращаться было некому.
Найти арендаторов сейчас тоже непросто, поэтому многие площади, к сожалению, пустуют. На местном рынке остались давние партнёры. Сдаём собственность частным предпринимателям.

– Торговля, особенно продовольственная, – одна из наиболее значимых отраслей. Сложно ли сейчас конкурировать с крупными сетевыми магазинами? Чем берёте?

– Конкурировать с крупными торговыми сетями становится всё сложнее с каждым годом. Во-первых, у сетевиков намного лучше развита маркетинговая система, они активно используют категорийный менеджмент плюс у них мощное программное обеспечение и укомплектованный штат сотрудников. Всё не в нашу пользу… Но наши покупатели остаются с нами даже при открытии нового сетевого магазина. Главное преимущество – приветливые продавцы, которые за долгие годы работы становятся друзьями для большинства покупателей. В глубинке по-прежнему действует система так называемого негласного кредита – в долг до зарплаты. У сетевиков такого кооперативного «бонуса» нет.

И ещё. В кооперативных магазинах всегда есть товар, который интересен покупателю и который отсутствует у сетевиков, в том числе это продукция собственного производства. Кооперация – довольно интересная система. Соблюдение всех и всеми кооперативных принципов – это и есть главное преимущество перед конкурентами.

Поддержали не всех

– Одна из заглавных тем наступившего года для представителей малого и среднего бизнеса – переход на новую систему налогообложения. Как это отразится на работе предприятий?

– Отмена ЕНВД и переход на новую систему налогообложения, безусловно, сыграют не в нашу пользу, ведь увеличение налоговой нагрузки может привести к закрытию предприятий. Для кооперативных организаций сейчас необходимо сделать расчёты по выручке и другим показателям, произвести расчёт налоговой нагрузки. От этого будет зависеть окончательный выбор той или иной системы налогообложения, а по сути, и дальнейшая жизнедеятельность предприятий.

– Насколько эффективна и доступна та поддержка от государства, которую сейчас предлагают малому и среднему бизнесу?

– На мой взгляд, поддержка государства была бы эффективнее, если бы потребительская кооперация попала бы под неё стопроцентно. Например, общественное питание не смогло ею воспользоваться, поскольку в нашей многоотраслевой системе ОКВЭД общепита не является основным. Конечно, потребительским обществам удалось воспользоваться льготным кредитованием. А общества с ограниченной ответственностью не смогли воспользоваться кредитами, так как единственным учредителем является союз, по документам они не относятся к малому и среднему бизнесу.

Беседовала ОЛЬГА МОМОТ,
соб. корр., Брянская область
Количество показов: 444
Рейтинг: 2.93, Голосов: 1