«Автолавки заместят магазины на селе. Но с ними надо работать»

«Автолавки заместят магазины на селе. Но с ними надо работать»

Мобильная торговля на селе в республике Татарстан развивается благодаря поддержке со стороны власти, программам софинансирования при закупке новых автолавок. Вопрос в том, как сделать их работу рентабельной? Своим мнением и опытом на этот счет председатель правления Татпортебсоюза поделился с коллегами на недавнем заседании Клуба райпо.

Зачем она нужна

Мобильная торговля сегодня актуальна в связи с тем, что торговых объектов, предлагающих свежие продукты питания в ряде населенных пунктов не хватает, а строительство капитальных магазинов попросту невыгодно. По программе 30х70 организациям потребкооперации выделено 218 автолавок и 35 единиц спецавтотранспорта для заготовительной деятельности (молоковозы, тушевозы, скотовозы, изотермические и промтоварные фургоны).

В связи с тем, что в республике имеются около 900 населенных пунктов, не имеющих стационарных торговых объектов, или в них находятся ветхие магазины и негодные к эксплуатации, перед нами встала социальная задача по обслуживанию этих населенных пунктов автолавками.

Как это работает?

Обслуживание населенных пунктов осуществляется по графику, утвержденному Главой муниципального района и председателем правления Татпотребсоюза. Жители знают, в какой день недели и времени прибудет автолавка. В среднем через каждые два дня мобильные объекты торговли объезжают свои пункты. При выездном обслуживании автолавками у сельчан имеется возможность запастись не только товарами первой необходимости, но и заказать доставку любых видов товаров, которые они желают. Надо отметить и весомый вклад автолавок в период осенне-зимних ярмарок. На торговых площадках столицы республики, городов и районных центров без их участия не обходится ни одна ярмарка.

Изготовление мобильных автолавок, ввиду отсутствия технических решений, осуществлено по техническому заданию правления Татпотребсоюза. В соответствии с Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей» и «О рекламе» на боковых поверхностях кузова автолавки имеется информация об адресе предприятия, номер контактного телефона и единый идентификатор Центросоюза КООП.

Из года в год по просьбе наших коллег, которые непосредственно будут эксплуатировать эти автолавки в районах, проконсультировавшись с поставщиками мы вносим изменения в технические характеристики и конструкцию спецавтотранспорта. Если взять для сравнения нашу первую автолавку, которую мы приобрели в 2014 году и ту, что изготовлена в нынешнем году, общей у них осталась только база (Газель Бизнес).

   Первые наши автолавки были оклеены ярким принтом, который включал в себя коллаж из продукции, производимой нашими кооператорами. Мы осознано ушли от этого и сегодня наша автолавка выглядит строго, по-современному. Также изменения коснулись и внутренней части. Изначально все это выглядело так, как будто фургон изнутри был обставлен торговым оборудованием (холодильные витрины, морозильный ларь, прилавки и т.д.), закупленным отдельно и позже расставленным внутри. В этом мы увидели минусы - нерациональное использование полезной площади фургона, потеря товарного вида продуктов в процессе транспортировки по пересеченной местности и отсутствие комфортных условий для работы продавца. Переосмыслив концепцию автолавок, с помощью конструктора завода-производителя мы внесли ряд изменений и технических решений.

Что нового

Торговое оборудование, учитывая размеры фургона подбирается и жестко монтируется уже на заводе. Шкаф для транспортировки продукции закрыт рольставнями, что исключает выпадения содержимого. Для наличия сети в 220В, было принято решение о замене генератора на инвертор. Тем самым мы исключили наличие шума, дополнительный вес и неудобства эксплуатации. Освободившееся место из-под отсека для генератора расширили дополнительной перегородкой с входной дверью и отсекли переднюю часть фургона шириной 1,2 метра для транспортировки продуктов заготовительной деятельности, нахождение которых рядом с пищевыми продуктами запрещено. Некоторые наши коллеги после монтажа холодильной установки (рефрижератора) данный отсек используют для перевозки полуфабрикатов и заготовки мяса.

Для максимальной загрузки автолавки продуктами питания принято решение при изготовлении фургонов использовать альтернативные материалы, имеющие меньший вес.

Также для удобства наших покупателей, чтобы товары, размещённые в автолавке, были видны и хорошо просматривались, был занижен фургон относительно рамы авто шасси.

Автопарк потребительских обществ и кооперативов обновляется по программе субсидирования Министерства с/х и продовольствия РТ путем заключения соглашения, основным условием которого является ежегодное предоставление до конца срока амортизации автолавок отчета о выполнение выездов в населенные пункты согласно ранее поданных графиков. Кроме муниципальных районов такой контроль также осуществляет управление технического переоовооружения Татпотребсоюза. Для этих целей из бюджета Республики Татарстан были выделены финансовые средства на приобретение оборудования и подключения всех автолавок к единой системе мониторинга Глонасс.

Как выбрать автолавку?

Наш выбор в пользу автолавки на шасси Газель Бизнес обусловлен в первую очередь ее ценой. Конечно же есть желание поставки в нашу систему автолавок на шасси Газель Некст, у которых выше эксплуатационная масса и более тяговитый дизельный двигатель, но учитывая ограниченный бюджет, мы вынуждены для распределения большего количества автолавок остановиться на бюджетной модели шасси, у которой присутствует ряд существенных недостатков.

Учитывая, что на наших автолавках двигатель стоит газомоторный (бензин/газ), для сокращения затрат на эксплуатацию данных автолавок при работе в большей степени используют газ (пропан).

В случае спорных моментов, возникающих в гарантийный период с поставщиком, беря во внимание наши с ними долгосрочные отношения и перспективу дальнейшего сотрудничества, решение в большей степени принимается в нашу пользу.

Решение где обслуживаться, приобретать запасные части, на каких АЗС заправляться - наши коллеги принимают сами, осознавая и беря на себя все риски.

Как дело сделать успешным

На мой взгляд, основными слагаемыми успеха работы автолавок в системе Татпотребсоюза является, во-первых, активное участие и финансовая помощь со стороны нашего Правительства и лично Президента РТ Рустама Минниханова, вторым пунктом добавил бы техническое оснащение и надежность автолавок, которые ежедневно осуществляют свою работу на территории всей нашей республики. Ну и не надо оставлять без внимания наших коллег, водителей автолавок, продавцов, которые с раннего утра и до позднего вечера доставляют продукты первой необходимости в труднодоступные населенные пункты и несут радость и заботу в каждый дом.

Рейтинг: 3.02, Голосов: 1

Читать также

Извините по Вашему запросу ничего не найдено