/ Игорь Добротворский
«Конфликты на работе могут превратить ее в ад»

«Конфликты на работе могут превратить ее в ад»

Конфликты в трудовых коллективах неизбежны и очень важно уметь их грамотно разрешать. Иначе работа может превратиться в постоянный стресс. Стратегию поведения в этой непростой ситуации, каждый должен найти самостоятельно. Так считает известный психолог Игорь Добротворский.

Разные взгляды

Конфликты на работе могут возникать по множеству причин. Одна из самых распространенных - разный подход к решению задач. Например, при выполнении своих должностных обязанностей, один сотрудник любит сразу засучить рукава и все исполнить как можно быстрее и качественнее. Его принцип: «кончил дело, гуляй смело». Другой, наоборот, считает: «работа не волк, в лес не убежит». И трудится с «чувством, с толком, с расстановкой», делая перерывы на чашечки кофе или перекуры. Такая неторопливость и нерасторопность «лентяев» может раздражить энергичных коллег, которые хотят без раскачки быстрее увидеть результат. В подобной ситуации выяснение отношений, взаимные претензии практически неизбежны. Конфликт может разгореться из-за критики, обвинений в непрофессионализме и может вылиться в серьезную неприязнь, когда людям некомфортно работать в одном коллективе.

Интриги

Еще одна причина конфликтов – борьба за лидерство, за продвижение по карьерной лестнице. Чаще всего этот конфликт интересов протекает в скрытой форме, когда люди внешне соблюдает нормы приличия, но за спиной конкурента занимаются интригами, используя все свои ресурсы. Они стараются представить своего оппонента с невыгодной стороны в глазах руководства или коллег. Когда интриги всплывают наружу выяснение отношений, часто на повышенных тонах, не заставит себя ждать.

Если психопат - начальник

Есть люди, которым свойственна вспыльчивость и раздражительность. И конфликт для них свое рода потребность в разрядке. Накричать на человека, обвинить его в чем-то, унизить на глазах у окружающих – для таких натур это словно некий ритуал. Конечно, в свои жертвы они выбирают людей более слабых, ранимых, зависимых, которые не будут отвечать и стерпят выпад в свой адрес, предпочитая не связываться с агрессивным типом. Если «психопат» занимает руководящие позиции, он нередко злоупотребляет своим положением и позволяет себе третировать подчиненных, держать их в состоянии напряжения, «разделять и властвовать». В этом случае конфликты, ссоры будут неким постоянным фоном в коллективе. Такая некомфортная обстановка может привести к тому, что наиболее страдающая сторона, ранимый человек рано или поздно подумает: надо искать другую работу и увольняться.

Учиться разрешать

Но не всегда нужно спасаться бегством и капитулировать в ситуации конфликтов, возникающих на работе. Конфликты нужно учиться разрешать. В случае сложных отношений с кем-то из сотрудников или руководителем, посоветуйтесь с коллегами, с которыми у вас сложилось взаимопонимание. Всегда нужен взгляд со стороны. Может быть и Вы – в чем-то неправы. Иногда нам даже в голову не приходит, чем мы раздражаем окружающих. Сюда может относиться и манера слишком громко говорить по телефону, и стиль поведения, и привычка грузить своими проблемами, и потребность презентовать себя, хвалиться чем-то вызывая, зависть. Кто-то любит открывать окно и включать кондиционер, а «сосед» из-за этого замерзает и простужается. Иногда ссоры возникают из-за досадных мелочей, из-за несовместимости характеров, манеры поведения.

Если с вашей стороны особых проколов не было, то постарайтесь наладить отношения с «неприятелем». Не пытайтесь уступать или тем более заискивать, а просто скажите: «Нам надо поговорить» и проясните ситуацию. При этом корректно и четко обозначьте свои позиции: «Мы должны работать в комфортной обстановке. Вы не обязаны меня любить, но никогда не говорите со мной на повышенных тонах, не кричите на меня». Важно подчеркнуть свою компетентность, вклад в общее дело, четкое выполнение должностных обязанностей.

Парадокс человеческих отношений в том, что дружеские чувства могут возникать даже из-за антипатий, после того, как люди «поговорили по душам», прояснили свои позиции, постарались понять точку зрения оппонента.

Нет голосов

Читать также

Извините по Вашему запросу ничего не найдено