Перемен требует наш общепит
Общепит – одна из наиболее пострадавших отраслей в потребкооперации. Пандемия и многомиллионные убытки заставили кооператоров взглянуть на эту отрасль под новым углом. О том, как выживает общепит в текущих экономических условиях, о его дальнейших перспективах шла речь на первом в 2021 году онлайн-заседании «Клуба РАЙПО».
В этот раз участники мероприятия сами выбирали тему для обсуждения. Голосование показало, что именно проблемы общепита и его реабилитация волнуют кооператоров больше всего. Своим практическим опытом в этом направлении поделились представители Татпотребсоюза и Нижегородского облпотребсоюза.
В заключение заседания Галина Лашманова представила участникам презентацию, состоящую из главных трендов общепита в 2021 году. Среди новых направлений специалисты выделяют оптимизацию штата сотрудников, поиск новых рецептов и замену дорогостоящих мясных блюд овощным меню. Также не стоит забывать о поддержке со стороны государства и вовремя подавать документы на различные субсидии, если таковые предусмотрены действующим законодательством.
Надо меняться
– Пандемия полностью изменила отношение к общепиту, – отметила в своём вступительном слове Галина Лашманова, модератор встречи и директор Центра информации и коммуникаций Центросоюза. – Именно поэтому сейчас важно найти новые решения для преодоления кризиса в отрасли, задать новый вектор развития, который поможет общепиту вернуть свою рентабельность.
В Татарстане общественное питание всегда было на высоком уровне. Лилия Спичкова, начальник отдела общепита Татарского респотребсоюза, рассказала, что кризис не обошёл стороной и их систему. Пандемия спровоцировала серьёзное падение экономических показателей. Но в итоге выход был найден.
Соблюдая все рекомендации Роспотребнадзора, кооператоры переключились на новый формат работы. Во-первых, был организован сменный график сотрудников без личного контакта между бригадами. Во-вторых, они переориентировали производство на выпуск хлебобулочной и кулинарной продукции, спрос на которую остался. Реализация всей выработанной продукции шла через розницу в магазинах. На помощь пришли и автолавки.
– У нас в распоряжении много автолавок, – поясняет Лилия Спичкова, – только в прошлом году мы приобрели 20 магазинов на колёсах. Они занимаются доставкой на дом как готовой продукции, так и продуктов питания, причём не только для селян, но и для горожан.
Таким же образом в Татарстане решили проблему со школьным питанием, обратив внимание на другую бюджетную аудиторию – силовиков, дорожников и медиков.
– В период пандемии мы обеспечивали их горячим питанием, – рассказывает руководитель. – Например, сотрудники кафе «Яшьлек» Альметьевского райпо готовили обеды для представителей силовых ведомств два раза в день на 12 въездах в город.
Новый подход позволил кооператорам заработать на общепите за год почти такую же сумму, как и в 2019 году. Товарооборот отрасли составил 602 миллиона рублей, объём собственного производства – 516 миллионов рублей.
Ещё одним способом выхода из кризиса стало расширение ассортимента продукции, в который вошла не только привычная хлебобулочная и кулинарная продукция, но и новинки кооперативного общепита – пицца и суши.
– Для оперативной работы с доставкой мы запустили сайт, – пояснила Лилия Спичкова. – Это привело к увеличению заказов по телефону.
Всё это помогло татарским кооператорам удержать своих покупателей, привлечь новых и сделать отрасль рентабельной с учётом новых реалий жизни.
Ставка на производство и кейтеринг
Своим новаторским подходом к решению проблемы поделились и нижегородские кооператоры. Ольга Рукавишникова, начальник отдела общественного питания Нижегородского облпотребсоюза, рассказала, что неожиданно нагрянувшая пандемия дала им возможность заняться техническим перевооружением общепита.
– Раньше мы вкладывали в ремонты кафе и ресторанов, а сейчас поняли, что нужно больше работать над модернизацией своих производственных цехов, поскольку развитие материально-технической базы позволяет нам наращивать объёмы выпуска продукции собственного производства, на которую мы и делаем основную ставку, – заявила руководитель. – Порядка 100 миллионов рублей уже освоено.
Для увеличения товарооборота в сфере общепита и роста точек сбыта своей продукции нижегородские кооператоры развивали торговые сети «Кулинария» и «Отличный вкус».
– Сейчас в Нижегородской области 25 таких магазинов, – рассказывает Рукавишникова. – На небольших площадях реализуется продукции на сумму от 400 тысяч до миллиона рублей. Количество собственной продукции на кооперативных полках – порядка 70 процентов. При этом такие магазины не требуют серьёзных вложений и быстро окупаемы.
Дополнительная услуга, которая помогла реабилитировать общепит, это так называемый кейтеринг – выездное обслуживание различных мероприятий – от свадеб до поминок, где готовые блюда отпускают и упаковывают в контейнеры и боксы.
Количество показов: 417
Нет голосов