/ Маркировка табака: что ожидалось и что оказалось?
Маркировка табака: что ожидалось и что оказалось?

Маркировка табака: что ожидалось и что оказалось?

Что показывает опыт работы с табачной маркировкой?
В ушедшем году оборот табачной продукции был взят под полный контроль государства, которое заявило, что обязательная цифровая маркировка табачных изделий ориентирована на повышение прозрачности рынка, сокращение доли контрафакта. По такой схеме торговля отработала уже не один месяц. И что же показывает опыт?

На практике продажа сигарет, обременённая обязательной маркировкой, для торговли превратилась в великое испытание. Особенно пострадали кооперативные магазины, расположенные в небольших селениях. Сигареты здесь стали недоступным и нежеланным товаром, потому что продавать их можно было только себе в убыток. Вот как проанализировал табачные нововведения в торговле и связанные с ними проблемы председатель правления Молькеевского сельпо из Кайбицкого района Салават ХАЛИКОВ:

– У нашего сельпо была возможность заранее закупить для продажи населению побольше сигарет. Мы раздали их магазинам, но теперь и ранее закупленные сигареты без маркировки продавать нельзя. Маркированные сигареты планируем продавать только в больших магазинах, потому что в малых невыгодно. Да и в больших выгоды особой нет. Сигареты на селе держим в первую очередь только для того, чтобы поддержать продавцов, чтобы они зарплату достойную получили. Ведь если деревенский житель приходит в магазин за сигаретами, заодно ещё что-нибудь купит. А с продавцами на селе большой дефицит – их днём с огнём, как говорят, не найти.

В одном Молькеевском сельпо убыток от продажи сигарет составил 850 тысяч рублей. Для небольшого сельского потребобщества это очень много. А ещё, чтобы работать по новым правилам, с маркировкой, нужно закупить и установить специальную программу в каждом магазине, которая стоит 6,5 тысячи. Сигареты нам привозят за минусом 3–3,5 процента, продавцам платим 7 процентов, остаётся 4. А ещё полагаются пенсионно-налоговые отчисления плюс оборудование. Так что мы с сигаретами даже по нулям не выходим, оказываемся в большом минусе. Вот и решили торговать ими лишь в шести магазинах.

Я бы, конечно, с удовольствием закрыл убыточные магазины: в иных селениях для 30 человек магазин держим. Но нельзя… Так что придётся любителям сигарет переходить на махорку – она пока не подлежит обязательной маркировке, или на самокрутки, которые народ сам себе готовит из подножного материала. И это не шутка. В силу территориального соседства дружу с бизнесменами из Чувашии, которые держат большие магазины. Так вот, они уже давно закрыли отделы по продаже сигарет, потому что невыгодно.
Кооператоры надеются, что «маркировочный» закон депутаты всё-таки переосмыслят, внесут послаб­ления, потому что слишком далёк придуманный ими документ от народа, от реальной жизни. Хотели как лучше, а получилось как всегда… А тут ещё грядёт новая кампания: вот-вот начнут маркировать обувь, духи, фотоаппараты, шины, плащи, куртки, постельное бельё и другие товары лёгкой промышленности. Как бы опять палку не перегнуть.
Количество показов: 456
Нет голосов